kattrend (kattrend) wrote,
kattrend
kattrend

Categories:

краткий трактат о детском чтиве

Прочитала эмоциональный выплеск о том, что детской литературы нынче нет, и всей душой протестую. Вышло так, что мне есть что об этом сказать: моей Аське не подходит то, на чем росла я. Времена изменились, изменился темп, даже для меня заход многих книжек "в рамке" - того же Дюма, или Жюля Верна, или Майн Рида - казался слишком медленным. Мама читала мне вслух несколько первых страниц, чтобы я втянулась. А уж в нынешние суетливые времена пришлось бы читать вслух пол-книжки. Не говоря уже о часто встречающемся бытовом унижении, которое для детской жизни казалось в порядке вещей еще тридцать лет назад, а сейчас уже выглядит дико и ужасающе. Аська, например, почитав одну из книг Крапивина, не смогла припомнить чего-то похожего из своей жизни, заплакала от сочувствия и бросила. Ну не сталкивается ребенок с унижением, ни в школе, ни дома.


Я, кстати, не против чтения вслух, и для меня это нормальное домашнее времяпрепровождение. Вот и первая книжка, которая приходит в голову: Корнелия Функе, "Чернильное сердце". Папа никогда не читал дочке вслух, потому что... Если для того, чтобы объяснить, почему папа не читал дочке вслух, нужен целый хитрозавёрнутый сюжет - значит, вообще-то нет ничего предосудительного в чтении вслух :) Кстати, и другие книги Корнелии Функе - отличная современная детская литература. Добрая она и страшная в меру, хорошо ее читать, если мама дышит где-то рядом.

Книга, зачитанная вдоль и поперек, знакомая наизусть, до последнего слова - трилогия о настоящей принцессе Егорушкиной. Я ее уже кое-как ремонтировала - кое-как потому, что трудно было оторвать от нее ребенка для качественного ремонта.

Из старого, конечно, до сих пор в топе "Хоббит" и "Нарния". Аська еще не дошла до самостоятельного чтения "Властелина колец" - размеры пугают, но уже слушала чтение вслух.

Очень долго длился сериал Эрин Хантер о котах. Лично я не очень люблю истории про антропоморфных зверюшек, видимо, в этом и проявляется моя взрослость, должна же она хоть в чем-то наконец проявляться. А вот дети в восторге. В ту же кассу - Фред Адра, "Лис Улисс". Это совсем уж антропоморфные звери, в костюмах и с инструментами, но опять-таки - детям их приключения нравятся. А вот замечательный "Варджак Лап" - совсем не про человекообразных котиков, а вполне про настоящего кота, не хуже Сетон-Томпсона, хоть и безнадежное это дело сравнивать хорошие книги, но это так, вектор задать.

В самом начале аськиной читательской карьеры была мною отвержена "Нина-девочка шестой луны" Муни Витч. Псевдоним автора сразу показался мне подозрительным, так и вышло. Книжка так себе и учит не тому. Героиня, скажем, в первой же книжке сварила для ребят, которых ее дедушка представлял ей как союзников, симпатический яд. Мол, если замышляете недоброе - умрете в страшных мучениях. Да и литературные качества у текста не очень. Но это за всю нашу практику единственный случай совсем уж неудобоваримого. Кстати, найти что-то походящее для семилетней девочки, у которой уже большой багаж кинопросмотров, действительно трудно. Но в этом смысле за последние тысячи лет ничего не изменилось. Вообще всегда и во все времена трудно было написать что-то подходящее для семилетнего ребенка. Я, к примеру, в семь лет читала Стругацких, Ефремова и Дюма. Вряд ли все трое рассчитывали на меня.

Зато для одиннадцатилетнего ребенка полным-полно сокровищ. Скажем, две серии Рика Риордана о потомках богов. С одной стороны, это классические подростковые приключения; с другой, мифы, например, древней Греции, пересказываются там довольно точно; то есть, Аська теперь ориентируется в них, как показала практика, не хуже, чем если бы читала Голосовкера. Лажи я там не нашла. До второго сериала у нас еще руки, а, вернее, деньги, не дошли еще. С моей кочки - книжек издается больше, чем у нас есть возможностей.

Между прочим, библиотекой тут не спасёшься. В библиотеку новые книжки попадают совсем не сразу, а как удержать ребенка, скажем, от Улисса Мура, который роскошно издан, весь пропитан тайной и продается из фибровых чемоданчиков? Приходится покупать. Две книжки уже прочитали, а их уже пять - большая проблема, истекаем слюнками.

Я в 2004 году иллюстрировала одну книжку из серии "Тропа пилигрима" издательства Нарния. Не совсем та работа, которой можно гордиться, но что уж поделаешь. Книжка-то хорошая: Майя Войцеховская, "Тень быка". В этой серии много было хороших текстов для детей, в том числе и "Мост в Терабитию", по которой сняли фильм.

А вот "Кольцом белого волка" Геласимова я все-таки горжусь. Хорошая получилась книжка, 37 графических и 15 цветных иллюстраций. Да еще и втравила меня в нелепую историю. В общем, есть о чем вспомнить. И книжка хорошая, очень современная: скажем, способ, которым умнющая девчонка в сказочной коллизии вычислила настоящего мальчика из сотни поддельных - очень современный.

У Пратчетта есть две серии для детей: про Тиффани и про Джонни. Что-то уже издавалось на бумаге по-русски, что-то мы скачали. Но для чтения вслух годится весь Пратчетт, разве что "Народ" я еще не готова вслух читать, потому что слишком глубоко торкает. Невозможно читать вслух, когда рыдаешь в три ручья :) Я его еще пару раз перечитаю, а потом уже можно и вслух.

А вот сейчас Аська подсела на емецовскую "Таню Гроттер". Я тут ни при чем, ей классная руководительница дала почитать. Похоже, она была права: отличный оказался отдых, когда подступает зима, и очень много работы, и хору предстоит бурная Ханука, и занятия по пластике начались, в школу идешь в темноте, возвращаешься в темноте - а тут такая захватывающая развлекушечка. Между прочим, дети тоже люди и нуждаются в развлекушках.

Насчет Крапивина. Я впервые прочитала "Журавленка и молнии", когда мне было двенадцать, как Аське сейчас. Я была потрясена и с тех пор собирала все, до чего могла дотянуться. Так вышло, что фантастическая серия попала мне в руки в уже взрослом возрасте, во всяком случае, больше двадцати мне было уж точно. Кажется, у нас есть всё, кроме "Мушкетера и феи", которого кто-то зачитал. Обидно, кстати, Аська как раз хочет прочитать, надо будет восполнить. Но когда я дошла до "Великого кристалла" и потом до "Безлюдных пространств", тут-то меня сатори и настигло. Кажется, Крапивин один знает такие вещи, без которых мы и жить-то толком не умеем. Маргиналам, знаете ли, тоже нужно чем-то питаться. Пусть эта многоразность - юродство, как считают некоторые критики, но это юродство, привет Эверетту, просчитано математически. И, кстати, он пишет до сих пор. "Топот шахматных лошадок" написан уже в двадцать первом веке, и это наша любимая книга. "Бриг Артемиду" и "Гваделорку" я еще Аське не давала, но дам обязательно. Нет там бытового унижения, а крапивинские чудеса - есть. В лицо, конечно, не плюну тем, кто считает, что он исписался, но косо посмотрю, это уж точно.

"За синей рекой" Хаецкой нам друзья дали почитать. Вот тут-то тираж мог бы быть и побольше, мы бы не отказались от своего экземпляра.

Я еще умалчиваю о Лукьяненко, потому что не люблю я его, потому и Аське не даю. Да у меня только "Рыцари сорока островов" и остались, остальное раздала. Но если захочет - почитает потом.

"Добывайки" Мэри Нортон, конечно, еще в двадцатом веке написаны, но это хорошая книжка, хоть ее теперь и фиг достанешь. Я, например, на Алибе покупала за бешеные деньги.

***

И, кстати, не обязательно детские книжки.
Я из своего детства безусловно детских могу припомнить только Волкова и Носова. Но тот же Волков, например, не ржавеет; в моем детстве интерес, конечно, подогревался тем, что каждую книжку приходилось с трудом доставать, теперь это, конечно, не квест. От "Золотого ключика", конечно, никуда не деться, вот уж что переиздавалось, или долго хранилось, и было во всех библиотеках, но он ведь и сейчас переиздается, и хранится, и есть везде. И не ржавеет, кстати: Аська читала с удовольствием. В отличие от Пиноккио.

Все остальное оказалось детским сто лет спустя, а писалось для взрослых. Как Жюль Верн, Фенимор Купер и прочий Майн Рид. Детским был Карл Май - ага, сейчас, поди его достань в начале восьмидесятых. Никто тогда не слышал и о Чарской - ее как объявили буржуазной сентиментальщиной, так и не издавали. Ради Джека Лондона мы массу макулатуры перетаскали и достали наконец криво изданный четырехтомник; мне было тогда лет одиннадцать, но ведь это тоже не для детей писалось. Многие вещи Стругацких я в том же возрасте читала в самиздате, как и "Мастера и Маргариту", и Ричарда Баха - опять не детская литература это всё.

Теоретическое наличие в нашем детстве специальной детской литературы полностью компенсировалось ее фактическим отсутствием. Да, что-то есть - но нет, не достанешь. Вот, Каверина себе я не могу найти до сих пор, что уж говорить о тех еще временах. И это при том, что других радостей в жизни моих ровесников, в общем-то, и не было. Зато сейчас можно прочитать в сети "Школу в Кармартене" Анны Коростелёвой, можно скачать себе или маме в телефон всего Пратчетта, можно, в конце концов, пойти в ближайший Буквоед и остаться там читать на весь вечер в детском отделе. Конечно, по познавательности нынешние детские энциклопедии в подметки не годятся моей желтенькой - но моя желтенькая никуда не пропала, и, кроме того, дети отлично умеют пользоваться гуглом.

Так вот, о не-детских книжках: мне посчастливилось участвовать в проекте ФРАМ, и я испытала то, что у нас получалось, на ребенке. Это формат, который годится для детей, хоть издатели и относятся к нему с подозрением; а вот дети любят рассказы. То, что мы там писали, можно определить как "городская сказка" - разве это не то, что годится для городского ребенка? Правда, Аська читает в сборниках тех, кого уже и так знает и любит: Фрая, меня, Лею Любомирскую, Юлю Сиромолот. Что-то читаю я ей вслух, если знаю, что надо, а сама не заметит. Я надеюсь, когда-нибудь она прочитает "Вавилонского голландца" подряд, как роман, а не в разбивку, как сейчас. А книжки Бормора она вообще перечитывает постоянно. Жалко, у нас только две.

А сейчас я читаю ей перед сном "Лабиринты Ехо". К ним, надо сказать, мы долго подбирались. Сначала Аська прочитала самостоятельно "Большую телегу", а потом заслушала ее до дыр в исполнении прекрасного Дениса Верового. Потом я прочитала ей "Ключ из желтого металла". Потом предложила Ехо - но она отказалась странно: "Я намерена оставаться в пределах нашего мира!" Меня это несколько озадачило - то, что она читает и смотрит, не назовешь пределами нашего мира. Ну ладно, я решила подождать. Но дождалась - совсем нечего стало читать вслух для вечернего отдыха, Аська, скрипя зубами, согласилась, но в начале первой же истории вскричала "Да это же детектив!", и теперь особенным удовольствием стало угадывать, в чем же дело в каждой из историй. А мне безумно нравится проживать эти истории заново вместе с ней. Жду не дождусь, когда же мы доберемся до зелёненьких - вот уж где поучительные вещи, необходимые прямо! Но это дело так медленно тянется. Мы еще только "Волонтеров вечности" читаем.

Кстати, уже почти час, а я до сих пор ей не читаю. Она сама там читает третью "Тринадцатую редакцию" Лукас. Пора уже ее от этого дела оторвать.
Извините, увлеклась.

Но обязательно продолжу, как только доберемся до магазина.
Tags: читаю книжки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →