Санта - фигня и подстава. Очередной ревнивый бог, требующий поклонения. И дети это всю дорогу подозревают, что совершенно неудивительно. Может быть, они и могут изображать восторженные лица на главной площади круглого городка, куда их завез поезд, но это только потому, что после ужасных и удивительных приключений положено радоваться развеселому джазу из золотых динамиков. Санта появляется и дарит первый подарок главному герою, который принес ему Главную Жертву: трижды прокричал "Я верю". Герой возвращается домой, так или иначе подарок получает, и все счастливы. Кроме родителей, которые не слышат звона - они-то не приносили жертвы ревнивому богу.
Но есть в мультике персонаж, который вызывает настоящее уважение. Бомж, зайцем едущий на полярном экспрессе. Он жжет костер на крыше вагона, кипятит горячий чай и не требует поклонения. Он всегда оказывается рядом, когда нужна помощь: дает мудрый и язвительный совет, кружку горячего чая, подсказывает, куда бежать, тащит на спине, не дает упасть в пропасть - и всегда исчезает до того, как герой (тормоз, кстати, порядочный) сообразит сказать спасибо.
Причем мораль-то сказки - как раз на уровне открыточного рождества, санки, бубенцы, Санта. Интересно, закладывалась ли изначально авторами мультика эта идея - что за бумажными детскими чудесами могут прятаться чудеса настоящие - страшные, удивительные, не имеющиее имени и совершенно бескорыстные?
Кстати, бомж-то представился. Королем "всего этого и северного полюса". Только мальчик, конечно, не поверил.