kattrend (kattrend) wrote,
kattrend
kattrend

не лытдыбр, а совсем наоборот - панегирик

Я добралась наконец до книги Владимира Топорова "Петербургский текст русской литературы", прочитала первую статью и уже совершенно очарована. Он меня купил с первой же страницы.

Он все понимает! "Мир - это текст" - я думала, это такая религия одного выдуманного мира. А оказывается, это просто способ сделать город предметом литературоведения. Петербург - это такой текст русской литературы, вот так.

Он знает, что Петербург - город границы. Диалог жизни и смерти, горизонтали природы и вертикали человеческой культуры (вот, кстати, писала я сегодня в комменте, зачем газбашня: горизонталь выросла, маленькой игле Петропавловки не удержать такую большую бабочку, теперь они хотят построить иглу побольше, приколоть посильнее, а то ведь в небо улетит).

Он совершенно спокойно и академично пишет о таких вещах, о которых мы пишем в таинственном постмодернистском тоне; какая уж там таинственность - вот высшая реальность петровского сна, вот эмпирическая реальность города, вот страшная тайна. И никакой таинственности, чисто научное исследование. Та самая тройственность настоящего, про которую говорил сегодня Стрейнджер.

Польские, французские цитаты - у него без перевода, сапиенти сат. И при этом даже не слишком умный, обыкновенный такой читатель, который только что бессмысленно буксовал в тексте Клода Леви-Стросса, скользит по глади его текста, как верейка по Невской волне - где-нибудь в районе Рыбацкого, там, где сквозь воду виден каждый камушек на дне. И видит там, что даже привычное ругательство "уход от реальности" приобретает у него другой смысл: "уход от "грубой действительности", эмпирической реальности к высшей и подлинной реальности, ad realiora".

И примечания.
Я что-то начала обижаться на авторов, у которых в примечаниях - сплошная библиография. Nowhereman Иеремия из мультика "Желтая подводная лодка" в бессмысленной трепотне высказал идею, которая в детстве показалась мне очень осмысленной: он-де начинает написание книг с примечаний. Так вот примечания: я почему-то страшно люблю, когда на каждую цифирку в тексте в конце, как бы к слову, поджидает еще одна статья, отступление, ассоциация. И тоже с развернутыми цитатами, но более личная, чем основной текст статьи. Возникает эффект живого присутствия. Конспект своей лекции профессор написал заранее - а это вот отступление - это то, что у него вот прямо в голове живет, не удержался, не мог не рассказать.

Главное, не путать Владимира Топорова с Виктором Топоровым. Последний тоже литературоед, но совершенно другого уровня изложения.

В общем, это только первая статья была, я пошла дальше читать.
Subscribe

  • как мы концерт играли

    Ради этого концерта я не давала себе толком заболеть, вот и единственную попытку температуры подняться сбила даосскими техниками. В общем, я такой…

  • в бегстве от

    Выкинься из моей головы, долбаная пропаганда прошедшего года. Нефиг банальный насморк мне в апокалипсис превращать. Пропустила следующий тур…

  • даосские практики

    Так перегрузилась всей этой фигнёй, что заболела. Кости ломит, температура 37,2 и вообще всё как-то непонятно. А по субботам мы все собираемся в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments

  • как мы концерт играли

    Ради этого концерта я не давала себе толком заболеть, вот и единственную попытку температуры подняться сбила даосскими техниками. В общем, я такой…

  • в бегстве от

    Выкинься из моей головы, долбаная пропаганда прошедшего года. Нефиг банальный насморк мне в апокалипсис превращать. Пропустила следующий тур…

  • даосские практики

    Так перегрузилась всей этой фигнёй, что заболела. Кости ломит, температура 37,2 и вообще всё как-то непонятно. А по субботам мы все собираемся в…