Мы провалили экзамены, застопили друзей и доехали до Котки.
И еще от входа в порт увидели вдалеке знакомый желтый флаг с двуглавым орлом.
Восемь лет мы не видели родного корабля! Соскучились смертельно.
Чем прекрасен Штандарт: когда бы ты ни приехал на борт, моментально кажется, что вернулся домой, пропущенных лет просто не было, и команда не особенно удивляется, человек, принадлежащий Штандарту, всегда ему принадлежит, где бы он ни был. Часть корабля, часть команды.
На зимний ремонт никак нам было не попасть, потому что учёба, наши проекты и вся вот эта сухопутная жизнь. А ремонт был серьёзный, практически пересобрали корабль, Капитан показал об этом кино. Вообще, сильное было впечатление сначала посмотреть старый фильм Юрия Александрова про строительство Штандарта - там плёнка, по большей части чёрно-белая, эпическая классическая музыка и общее ощущение старого советского фильма про полярников, и мы все юные и светящиеся - а потом фильмы про ремонт, в цифре, со всеми современными возможностями, когда камера, например, цепляется прямо на кран, опускающий на место новый бимс.
Вот, кстати, бимс сломал нам голову. Деревяха, из которой сделан он и многое другое - загадка. Оказалось, что в Португалии проще достать какую-нибудь экзотику, чем простой дуб. Эту деревяху португалы называли "австралия", гугление не дало более конкретных результатов. На мой взгляд, больше всего похоже на ироко, но не поручусь. Многое теперь из неё сделано. Когда знаешь в лицо почти каждую досочку корабля, новые вкрапления бросаются в глаза. Кстати, это может быть и одна из разновидностей эвкалипта, их вообще-то много. Из одного из эвкалиптов сделаны теперь, например, стрингера. Но это очень суровая деревяха, тяжелая, трудно обрабатывается, у меня есть одна доска и я никак не могу решиться начать ее резать. А эта вот "австралия" по твердости как дуб. Режется, точится, все в порядке. Выпросила себе досочку, и есть уже на неё план и даже эскиз.
Носовой трап теперь не винтовой, а почти вертикальный, и освободилось место для еще двух коек. Люк возле шпиля стал вдвое выше. Снастей на мой взгляд гораздо больше, брамселей-то я не застала, теперь, если выберемся на корабль поработать, придется все это заново учить.
Я счастлива, что большая часть моей резьбы сохранилась.
Кулачки, мой экзамен на мастера. Вот конкретно этот в какой-то трудный момент вывернуло, и Алфеич приложил много труда, чтобы его сохранить, пиллерс пришлось заменять, кулачок прирезать ниже кофельнагельной планки.
Портрет самого Алфеича тоже сохранился, а вот Грегори Палмер по другому борту - уже новый.
Вот, например, на транце сохранилось всё, кроме орла. Орла Алфеич вырезал из переклейки лиственницы и дуба, липы в Португалии было не достать, может быть, так он проживёт дольше. А остальное всё еще старое.
Аська ходила по кораблю и удивлялась: какой он, оказывается, маленький! Последний раз мы видели Штандарт, когда ей было девять и она была еще довольно мелкой по размеру. Планширь, бывший когда-то выше головы, оказался вдруг по колено. Спасплотики, на которые она с трудом влезала в детстве, сейчас сами подворачиваются под посидеть.
Мы в качестве музыкантов поучаствовали в двух детских утренниках. Приходят финские дети, по большей части совсем мелкие, мы даём им поднять флаг, поставить парус (стаксель на бизани), поднять на борт груз, собрать из обрывков карту, победить пирата и получить сокровища. Дети по большей части в полном офигении, а вот родителям это нравится. А музыканты сопровождают всё представление непрерывным саунд-треком. Как всё-таки хорошо, что Ваня Андреев сделал мне эту прекрасную электруху, которую так легко возить с собой! Только надо еще не забывать возить с собой немножко спирта для протирки струн и смычка, потому что все очень любят полапать руками и то, и другое, а мне потом трудно играть.
Ради детского утренника сбегали в местный секонд и затарились для Аськи приличной одеждой: парусиновые штаны до колен и жилетка с карманами. Пиратскую рубашку я ей дала. А сама выступала в старом фальшивом бостроге, то есть, матросской куртке времён корабельного музея 2003 года. Это был эксперимент: матросская куртка из флиса. Идея была дурацкая, но куртка живёт уже 14 лет и периодически пригождается.
Поиграли с шанти-хором Штандарта; потом поиграли с шанти-хором Мира. Второе было вообще круто, такие дядьки классные! Мне, правда, с ромом не повезло. Первую рюмку рома выжрал какой-то пробегавший матрос, я же не умею пить ром залпом. На вторую уселся баянист. Но третью я уже никому не отдала.
Минус шанти в том, что существует масса вариантов текста и даже несколько вариантов мелодий. Песня, которую ты выучил в одном варианте, может оказаться почти неузнаваемой в другом. Хорошо, что я теперь инструменталист и могу ловить фишку на лету. Но петь всё-таки пришлось (ага, как будто это такая повинность!) В морском музее Котки есть такой акустический шар, который, если петь, лёжа на диванчике в центре, направляет звук прямо тебе в уши. Мы улеглись туда с ребятами и спели "Бурю", старый-знакомый кант петровских времён, и тут оказалось, что даже этот кант ребята поют не в том варианте, что я. Зато с "Катюшей" не может быть никаких расхождений.
Гички, "Браво" и "Мечта", пришли в Котку своим ходом. В какой-то момент на борту ночевало 62 человека - команда, плюс приехавшие строители, плюс гички. Ничего, все поместились.
Утренняя приборка с проливанием палубы - это обязательное. Каждый день надо, иначе палуба рассохнется и начнет протекать. И так, конечно, течет. Все деревянные корабли текут. Но, пока палуба пролита, с этим можно жить. Утренняя помывка - ежедневный праздник с брызгами и радугами.
Пообнимались и сфотографировались с Капитаном. Когда еще в следующий раз придётся. Капитан за эти годы заматерел, отрастил хвост и залихватские усы, ему очень идёт. С ним в море младшие дети: Настя и Слава. Настя - само обаяние, Славка мастер по собиранию головоломок.
Капитан уговаривал дойти с кораблём хотя бы до Турку. Но котик. Но заказы. Но девять дней до Старкона. И страховки у нас не было не то что спортивной, даже обычной. Потому что 260 км до Котки - это всё равно что дома, дома-то мы живём как-то без страховки, а дома-то пострашней бывает. Но идти без страховки на корабле - это подставлять Капитана, однажды я это уже проделывала по бедности и больше не стану.
Так что в другой раз. Побег в пираты надо подготовить.
Всего две ночёвки получилось у нас на борту - и вот уже пора с вещами на выход. Корабль начинает готовиться к отходу, мы выносим всё на берег и устраиваем маленький концерт с шанти-хором.
Я поставила шляпу, нам накидали 17 евро, на три евро мы купили клубники, остальное поделили.
Сначала ушли гички, Мечта на вёслах, Браво под парусами.
Потом настало время Штандарта.
Без кораблей на пристанях стало так пусто.
Я увезла с собой пачку буклетов с расписанием корабля до конца года. Может быть, удастся во что-нибудь вписаться, если заработаем деньги на дорогу и выкроим в своем расписании хотя бы месяц. Аська смотрит на это дело мрачно: на корабль очень хочется, но и поступить на костюм тоже хочется, это и для корабля пригодится, потому что мы уже подумываем о новой исторической форме, хотелось бы за это взяться. А для поступления надо весь год ходить на курсы.
Потом мы взобрались с товарищами на обзорную площадку, но Штандарта уже не было видно, увидели только хвост Омара, отходившего следом.